![](http://malushata.ucoz.ru/den-pobedy.png)
Главная » 2014 Июль 9 » Классный час на тему 70 лет Великой Победы
10:27 Классный час на тему 70 лет Великой Победы | |
На доске эпиграф: «В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.» 1 чтец. Я недавно смотрел старый фильм о войне И не знаю, кого мне спросить. Почему нашим людям в нашей стране Столько горя пришлось пережить. Почему сыновья не вернулись домой, Столько жен потеряли мужей? Отчего красны девицы ранней весной Шли гулять без любимых парней? Дети детство узнали в руинах домов, Эту память вовек не убить, Лебеда – их еда, и землянка – их кров. А мечта – до Победы дожить. Я смотрю старый фильм, и мечтается мне, Чтобы не было войн и смертей, Чтобы мамам страны не пришлось хоронить Вечно юных своих сыновей. 1 ведущий. Тысяча четыреста восемнадцать дней – война, А за ней Тысяча тысяч ненайденных звезд, Несбывшихся жизней. Война – Это жизни безумный оборот, Время, текущее назад, а не вперед. Война – это разлука, Война – это злейший враг человека. 2 ведущий. Какими они были, солдаты 1941 года? Грянул 41 год, ударил огнем, Подпоясал мальчишек солдатским ремнем, А им бы еще петь, любить и быть любимыми. Но судьба распорядилась иначе. 2 чтец. Мальчики, еще не герои… Еще вас не знает страна. Но близится двадцать второе… Стоит на пороге война. Какими вы юными были, Красивыми были – когда Часы еще те не пробили, Но рядом стояла беда!... 3 чтец. (На фоне довоенной мелодии) Последнее мирное лето. На улицах песня гремит. И как все нарядно одеты: От белого солнца слепит! Еще ваши голуби реют, Садятся на старый сарай, И мама на кухне вам греет На примусе утренний чай. 4 чтец. Вы эту минуту продлите – Как будто беда далека. Спешите, пока не убиты Допеть, долюбить, дописать, Из бронзы потом, из гранита – Ни слова уже не сказать. 3 ведущий. Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной. 5 чтец. Его я узнал не из книжки – Жестокое слово – война! Прожекторов яростной вспышкой К нам в детство ворвалась она. Смертельными тоннами стали, Сиреной тревоги ночной. В те дни мы войну не играли – Мы просто дышали войной. 6 чтец. А мы не стали памяти перечить. И, вспомнив, дни далекие, когда Упала нам на слабенькие плечи Огромная не детская беда. Была беда и жесткой и метельной, Была судьба у всех людей одна, У нас и детства не было отдельно, А были вместе детство и война. 7 чтец. И нас большая Родина хранила, И нам Отчизна матерью была. Она детей от смерти заслонила, Своих детей от смерти сберегла. Года пройдут, но эти дни и ночи Придут не раз во сне тебе и мне. И пусть мы были маленькими очень, Мы тоже победили в той войне. 2 ведущий. Конечно, историки могут скурпулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных. 1 ведущий. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Как это ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются осколки снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские кроватки. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети войны?» Много. Об этом смогут рассказать они сами. (выходят мальчик и девочка) Девочка. Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба... Мальчик. Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, сына уведите, чтоб не смотрел… Девочка. Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза: «Ира, мне надо тебе рассказать…» – Мама, я не хочу…– мне казалось, что, если она мне скажет то, что хочет, она умрет… Мальчик. Не прячьте мою маму в яму, она проснется, и мы с ней пойдем домой… Девочка. Отца вытолкнули на улицу, я бежала за ним по снегу босиком и кричала: «Папочка, папочка…» А бабушка причитала дома: «Где же Бог, куда он прячется?» Бабушка не смогла пережить такое горе, плакала все тише и тише и через две недели умерла на печке, а рядом спала я и обнимала ее, мертвую. В доме больше никого не осталось. Мальчик. Мы – маленькие очевидцы, Последние из могикан, Нам до си пор тревога снится, И до сих пор отбой не дан. Из теплой, полной снов постели, Из комнат, где цвели цветы, В бомбоубежища и щели Мы ночью с бабушками шли. Девочка. Мы слез тогда уже не лили, Мы знали вкус полынь-травы. И с вами всю беду делили, Как с нами хлеб делили вы. Но что же, мы зато узнали, Что значит выжить в трудный год, Что значит – .Родина за нами И что такое наш народ. 2 ведущий. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. 8 чтец. Четыре года было мне В тот страшный день и час, Когда в июньской тишине Он шел убить всех нас. Он шел, сжигая города, Осатаневший зверь. И трудно виделось тогда Далекое теперь. Года немыслимых атак Еще пройти суметь! Так далеко стоял рейхстаг… И очень близко смерть… 1 ведущий. Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, ученых, врачей. Мальчик. В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпиталь. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Девочка. И вдруг война, страшная война. А мне – 14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших, за слезы матерей, детей. Я испытала и страх и ужас, в плену прошла моя юность. Мальчик. Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было 9 с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й Армии… 9 чтец. Сыны полка… Голодных и промерзших, их привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Чаще всего мальчишки молчали. Их все-таки отправляли. Но через неделю-другую они снова появлялись в соседнем подразделении. Многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. 10 чтец. Горнили к бою трубы полковые. Военный гром катился над страной. Вставали в строй мальчишки боевые На левый фланг, в солдатский строй. Великоваты были им шинели, Во всем полку сапог не подобрать, Но все равно в бою они умели Не отступать и побеждать. Жила в сердцах их взрослая отвага, В 12 лет по-взрослому сильны, Они дошли с победой до рейхстага – Сыны полков своей страны. 11 чтец. Память, стой, замри – это надо! То из жизни моей, не из книжки! Из блокадного Ленинграда Привезли седого мальчишку… Я смотрела на чуб с перламутром И в глаза его очень взрослые! Среди нас он был самым мудрым, Поседевший от горя, мальчишка-подросток. 2 ведущий. Дети блокадного Ленинграда… Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза. 3 ведущий. «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. Девочка. Я к ним подойду. Одеялом укрою, О чем-то скажу, но они не услышат. Спрошу, не ответят… А в комнате трое, Нас в комнате трое, но двое не дышат. Я знаю не встанут. Я все понимаю… Зачем же я хлеб на три части ломаю? 1 ведущий. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе. Мальчик. Девчонка руку протянула И головой упала на край стола. Сначала думали: уснула, А оказалось, умерла. Никто не обронил ни слова, Лишь хрипло сквозь метельный стон Учитель выдавил, Что снова занятья после похорон. Под шелестом опущенных знамен Лежат бок о бок дети и солдаты. На пискаревских плитах нет имен, На пискаревских плитах только даты. Год сорок первый… Год сорок второй… Полгорода лежит в земле сырой. Девочка, закутанная в шарфы, платки, выходит на передний план, собирает дрова. Девочка. Закончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досточки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, и было очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричал. Ну, иногда где-то щепку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревочку – носила я веревочку с собой – и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила… Во время слов девочки вперед выходит бабушка, ежась и кутаясь в шаль, подхватывает фразу. Бабушка. Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтоб фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодные умрем. Бабушка гладит девочку по голове и осторожно разламывает кусочек хлеба и отщипывает от него. Девочка прижимается на миг к бабушке, берет свой кусочек в ладошку и, глядя на него, делает шаг вперед к зрителям. Девочка. И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой рукой и прижимая их к груди) 2 ведущий. Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. Из воспоминаний очевидцев. В Саласписском лагере военнопленных тысячи людей находились прямо под открытым небом. Когда мороз сковал землю, люди стали прятаться в вырытых в земле ямах , тесно прижимаясь друг к другу. Многие умирали от голода… На территории концлагеря были построены стационарные виселицы, которые находились недалеко от здания комендатуры, из которой можно было смотреть «спектакль», что и делали не только представители «высшей расы» в блестящих кожаных сапогах, но и дамы в шляпах и белых перчатках. Последнее судорожное содрогание тел, раскачивание трупов на ветру – варвары наблюдали за всем этим, словно за выступлением гимнастов в цирке. Маленьких зачастую убивали просто палкой, чтобы зря не расходовать патроны. Часть детей, отнятых у матерей, умерли от дифтерии. Случалось, дети умирали от кислоты, которой травили блох в бараках. Звучит фрагмент песни «Саласпилс». 3 ведущий. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую толику того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации. Девочка. Мы жались к матерям. Они не всех убивали: не всю деревню. Они взяли тех, кто справа стоял, и разделили: детей – отдельно, и родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотела жить без мамы… Я просилась и кричала. Как-то меня к ней пропустили. Она увидела и кричит: «Это не моя дочь! Это не моя…» Куда-то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Когда убили детей, стали убивать родителей. Я думала, что сойду с ума. Как рассказать, что я пережила? Мальчик. Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз. Девочка. Я видела, как у матерей штыками выбивали детей из рук и бросали в огонь. Мальчик. Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белым, а она вся была черная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист. 12 чтец. Пусть дети повсюду встречают рассвет Улыбкою ясной, спокойной. Давайте же скажем все вместе – нет! Нет, нет, нет! Нет – грабительским войнам. 13 чтец. Чтоб снова на земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы! Я не напрасно беспокоюсь, – Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть. Она, как сила, нам нужна… Выходят дети с плакатами. – Я нарисую яркое солнце! – Я нарисую синее небо! – Я нарисую свет в оконце! – Я нарисую колосья хлеба! – Мы нарисуем осенние листья, Школу, ручей, друзей беспокойных. И зачеркнем нашей общей кистью Выстрелы, взрывы, огонь и войны. Ведущий. Поднимите рисунки выше, Чтоб все их видеть могли, Чтобы всем был сегодня слышен Голос юных граждан Земли. Исполняется песня «Не отнимайте солнце у детей» | |
|